Сколько должен стоить автомобиль?

Вот старенький опрос о том, сколько стоит автомобиль в количестве ваших годовых доходов.

Если убрать из опроса людей, у которых нет автомобиля, то получаются интересные цифры:

  • 36% людей имеют авто стоимостью до 6 месячных доходов,
  • 34% до 12 месячных доходов,
  • 20% до 2 годовых доходов,
  • 5% до 3 годовых доходов,
  • 5% свыше 3 годовых доходов.

У большинства людей автомобиль стоит заоблачные цифры.

Бодо Шефер в своей книге “Путь к финансовой свободе” давал такой совет о том, сколько должен стоить автомобиль:

“Никогда не трать на покупку автомобиля больше, чем две среднемесячные зарплаты.”

Выборка в опросе небольшая, но получается что свыше 64% владельцев авто имеют слишком дорогую машину.

Выгоды “правила двух зарплат”

  1. Купив машину дешевле вы сможете инвестировать сэкономленное для достижения финансовой свободы.
  2. Сэкономив на большом, вы сможете меньше экономить на мелочах.
  3. Если машина повредится или её угонят, для вас это не будет большой неприятностью.
  4. Нет соблазна брать автокредит (и платить проценты по нему), потому что две зарплаты уж точно можно накопить.

Как вариант, можно купить подержанную машину. Если ей 1-2 года, она не сильно отличается от новой, зато дешевле.

Если двух зарплат не хватает на автомобиль, значит в данный момент он вам не по карману.

Исключения из правила Бодо Шефера:

  1. Если машина берётся для бизнеса. Она может быть дороже и автокредит может иметь смысл.
  2. Если вы достигли финансовой независимости, то допустимо брать авто дороже и в кредит. Потому что это не будет противоречить вашему основному финансовому обязательству перед собой — достижению финансовой независимости.

Авто vs такси и каршеринг

Собственная машина это приятнее, но не всегда финансово обоснованно.

Посчитаете годовые расходы: страховка, бензин, масло, парковка, штрафы, мойка, шиномонтаж, техобслуживание, транспортный налог, ремонт… Плюс каждый год идёт потеря стоимости.

Затем посчитаете примерные стоимость и количество поездок на такси или каршеринге. Может получиться, что владеть машиной дороже. Плюс она требует первоначального вложения.

Я не призываю отказываться от машины, но считаю этот вопрос полезно взвесить и обдумать. Если решите покупать, то помните “правило двух зарплат” или в крайнем случае “трёх зарплат”.

UPD-1: Автор “правила двух зарплат” — немец, у них там хорошие зарплаты. В России, конечно, грустнее это правило соблюдать, но всё равно правильно.