Вот старенький опрос о том, сколько стоит автомобиль в количестве ваших годовых доходов.
Если убрать из опроса людей, у которых нет автомобиля, то получаются интересные цифры:
- 36% людей имеют авто стоимостью до 6 месячных доходов,
- 34% до 12 месячных доходов,
- 20% до 2 годовых доходов,
- 5% до 3 годовых доходов,
- 5% свыше 3 годовых доходов.
У большинства людей автомобиль стоит заоблачные цифры.
Бодо Шефер в своей книге “Путь к финансовой свободе” давал такой совет о том, сколько должен стоить автомобиль:
“Никогда не трать на покупку автомобиля больше, чем две среднемесячные зарплаты.”
Выборка в опросе небольшая, но получается что свыше 64% владельцев авто имеют слишком дорогую машину.
Выгоды “правила двух зарплат”
- Купив машину дешевле вы сможете инвестировать сэкономленное для достижения финансовой свободы.
- Сэкономив на большом, вы сможете меньше экономить на мелочах.
- Если машина повредится или её угонят, для вас это не будет большой неприятностью.
- Нет соблазна брать автокредит (и платить проценты по нему), потому что две зарплаты уж точно можно накопить.
Как вариант, можно купить подержанную машину. Если ей 1-2 года, она не сильно отличается от новой, зато дешевле.
Если двух зарплат не хватает на автомобиль, значит в данный момент он вам не по карману.
Исключения из правила Бодо Шефера:
- Если машина берётся для бизнеса. Она может быть дороже и автокредит может иметь смысл.
- Если вы достигли финансовой независимости, то допустимо брать авто дороже и в кредит. Потому что это не будет противоречить вашему основному финансовому обязательству перед собой — достижению финансовой независимости.
Авто vs такси и каршеринг
Собственная машина это приятнее, но не всегда финансово обоснованно.
Посчитаете годовые расходы: страховка, бензин, масло, парковка, штрафы, мойка, шиномонтаж, техобслуживание, транспортный налог, ремонт… Плюс каждый год идёт потеря стоимости.
Затем посчитаете примерные стоимость и количество поездок на такси или каршеринге. Может получиться, что владеть машиной дороже. Плюс она требует первоначального вложения.
Я не призываю отказываться от машины, но считаю этот вопрос полезно взвесить и обдумать. Если решите покупать, то помните “правило двух зарплат” или в крайнем случае “трёх зарплат”.
UPD-1: Автор “правила двух зарплат” — немец, у них там хорошие зарплаты. В России, конечно, грустнее это правило соблюдать, но всё равно правильно.